В
Пятигорске множество достопримечательностей, ради которых люди, небезразличные к истории и культуре, совершают сюда паломничество, привозят детей, приобщая их к национальным святыням. Гости города имеют возможность почувствовать всем сердцем эпоху XIX столетия, когда обустраивался Пятигорск, когда он видел Лермонтова, с чьм именем теперь неразрывно связан. Центральная часть города по традиции называется Цветник.
Парк «Цветник» был устроен по чертежам братьев Бернардацци в 1829г. в 1829-1831 годах склоне горы Горячей, напротив Николаевских ванн, на месте болот, образовавшихся из стекавших с горы источников. Первоначально назывался «Николаевским». Были устроены многочисленные цветники, посажены три аллеи из лип, кавказских каштанов, кленов тополей. В Цветнике находится Лермонтовская галерея, к ней пристроена открытая эстрада. У самого входа в курортный парк «Цветник» находится необычайно изящное и воздушное на вид здание кофейни Гукасова из желтого кирпича, машукского камня и дерева (архитектор Гущин) с парой оригинальных куполов на лицевом фасаде. Протяженное здание кофейни на высоких подвалах стояло на открытом месте и имело входы и парадные фасады с трех сторон. Реставрировано и является одним из красивейших сооружений в историческом центре Пятигорска. Здесь размещаются Курортный музей, картинная выставка-продажа и уютное кафе на верандах. В парке «Цветник» в здании, построенном в 1914 году, находится Ставропольский государственный краевой театр оперетты (прежде Пятигорский театр музыкальной комедии).
Сейчас «Цветник» — излюбленное место отдыха курортников и горожан
Беседка «Эолова арфа» была построена в 1831 году на самой высокой точке Михайловского отрога горы Машук по проекту Джузеппе Бернардацци. Прообразом был павильон «Храм Эола» английского архитектора Уильяма Чемберса. «Эолова арфа» была известна и распространена в Европе, по некоторым сведениям, с Х века. Это деревянный ящик с отверстием, внутри которого натянуты настроенные в унисон струны различной толщины; устанавливалась «арфа» на крышах домов, сила звучания зависела от ветра. Арфа для беседки Бернардацци представляла собой оригинальный музыкальный инструмент, состоявший из двух простых арф, заключённых в круглый дощатый корпус с особым крылом, которое поворачивало арфы под определённым углом к ветру. Воздушные струи заставляли арфу звучать. Эта волшебная, словно сама по себе издающая нежные мелодичные звуки арфа называлась Эоловой - по имени героя греческой мифологии Эола, бывшего сыном Посейдона и повелителем ветров. Оригинальная арфа простояла до 1861 г. Позже ее сменила эолова арфа упрощённой конструкции, в 1972г - электронная «эолова арфа», а в 2008г в беседке и вовсе установлена аудиоаппаратура. Однако название беседки сохранилось.С беседки открывается замечательный вид на гору Эльбрус, город и окрестности. Академическая (Елизаветинская) галерея в Пятигорске.
От беседки «Эолова арфа» по тропинке можно спуститься к
Академической галерее, построенной в середине XIX века в верхней части ущелья, разделяющего гору Горячую и Михайловский отрог горы Машук. Проект галереи был разработан архитектором С.Уптоном , а изначальное название -Елизаветинская - галерея получила по наименованию открытого здесь в 1811 году Ф.П.Гаазом Елизаветинского источника (названного в честь императрицы). В правом крыле Елизаветинской галереи располагались ванны, в левом находился зал отдыха. Рядом с галереей в то время были выставлены древние каменные изваяния, найденные на Кавминводах археологами-любителями. Ныне в ней располагаются бюветы минеральных (углекислых и углекисло-сероводородных) источников. Галерея была переименована в Академическую в честь двухсотлетия Российской Академии наук в 1925 году. К галерее можно также подняться из парка Цветник, по широкой каменной лестнице, построенной в 1935 году. С площадки перед галереей открывается замечательный вид Пятигорска и его окрестностей.
Парк культуры и отдыха им. Кирова — старинный усадебный парк, который начали обустраивать в 1835 г., дав ему название Казенный. Уже через полвека тополевые и каштановые деревья обрамляли тенистые аллеи. На пруду можно было кататься на лодках; позже на территории парка было создано искусственное озеро. В апреле 1952 года он стал называться Парком культуры и отдыха имени С.М.Кирова. В настоящее время площадь парка 22,8 гектара, на которых расположены стадион «Центральный», кафе, театр «Камертон», озеро, теннисные корты и различные аттракционы.
Пятигорское кладбище
«Некрополь», основанное в 1824 году, являет собой музей под открытым небом. Расположено оно у подножия горы Машук. Здесь находятся могилы воинов, могилы видных государственных деятелей, ученых, литераторов, художников, врачей. В Некрополе расположено захоронение братьев Бернардацци, столь много сделавших для России и для Кавминвод. Братья Бернардацци, Джованни- на русский лад Иоганн Карлович (1782-1842) и Джузеппе- Иосиф Карлович (1788-1840), уроженцы г. Лугано (итальянская часть Швейцарии), архитекторы, приехавшие на Кавказ в 1822 по приглашению генерала А.П.Ермолова. Архитектором был Джузеппе, а Джованни был каменных дел мастером.В признание заслуг Ермолов позже дарит Джузеппе брильянтовый перстень.О разительных переменах на Горячих Водах и о своем восхищении Бернардацци писал в 1829 году А.С.Пушкин. Генерал Г.А.Емануель включает в экспедицию на Эльбрус Джузеппе топографом. Бернардацци создали тот «чистенький, новенький городок» («Княжна Мери»), который Лермонтов застал в 1837 на месте Горячеводского поселения. Посвятив всю жизнь строительству на Кавказе (Пятигорск, Кисловодск, Ставрополь, Тифлис, Георгиевск), скромные братья Бернардацци не стали богаты и, подорвав здоровье, не дожили до старости. Но ставшая им второй родиной Россия чтит память о них. Первоначально на кладбище Некрополя был погребен после роковой дуэли М.Ю.Лермонтов (позже бабушка поэта Е.Арсеньева добилась высочайшего позволения перевезти останки внука в пензенское имение Тарханы). Пятигорск — многонациональный город, и каждая национальность имела свой участок для захоронений, в соответствии с вероисповеданием. Это культурно-исторический памятник, охраняемый государством.
У самого входа на старинное пятигорское кладбище (Некрополь) близ горы Казачки высится двуглавая желто-кирпичная
Лазаревская церковь с позолоченными главками. Этот храм во имя праведного Лазаря, построенный на пожертвования пятигорчан. Церковь из местного, желтого кирпича и машукского камня была построена в «русском» церковном стиле XVII века. Лазаревская церковь была подворьем возрожденного Второ-Афонского монастыря.
Грот Дианы расположен в южной части парка Цветник, первоначальное название — Грот Эльборус, в память первого восхождения на Эльбрус участников экспедиции под руководством генерала Емануеля в 1829 году. У входа в грот были установлены две чугунные доски с текстами (на русском и арабском языках) об этом восхождении.Чуть позже грот назвали именем Дианы, покровительницы охоты в древнеримской мифологии. Грот сооружён в 1831 г. братьями Бернардацци. Это искусственно высеченная в скале пещера на северном склоне горы Горячей украшена колоннами из тёсаного камня. 8 июля 1841 года, за неделю до гибели М.Ю. Лермонтов и его друзья устроили в гроте бал.
Грот Лермонтова В 1829 году во время устройства Емануелевского парка братьями Бернардацци были сделаны два романтических грота: большой и малый. Большой грот имеет естественное происхождение — небольшую пещеру лишь углубили. В 1860-х годах его начали называть Лермонтовским, так как считали, что отсюда писатель любил наблюдать за «водяным обществом». Малый грот был устроен на северном склоне г. Горячая. Есть предположение, что именно этот грот был описан в «Княжне Мери» как место случайной встречи Печорина и Веры. Впоследствии свод грота обрушился, остатки ниши с каменной скамьёй можно обнаружить позади Академической галереи. имя Лермонтова и связан с памятью о великом поэте. Мода на «очарованные гроты» родилась при французском дворе. Гроты были обязательным элементом всех европейских парков XVIII века. Дикий грот в мшистой скале символизировал «союз Искусства и Натуры». Летом 1837 г. М. Ю. Лермонтов нарисовал картину «Вид Пятигорска», на которой был изображен и большой грот. В середине XIX века в гроте были помещены древние надгробные камни с арабскими надписями, привезенные из Бургустанской станицы. Грот оставался безымянным до 1860-х годов, когда его стали называть Лермонтовским, так как считали, что отсюда писатель любил наблюдать за «водяным обществом»